В современных условиях различными мероприятиями по противодействию террористической угрозе вынужденно занимается не только государство в лице силовых структур, но и многочисленные хозяйствующие субъекты. Одной из самых распространенных мер выступает разработка такого важного документа, необходимого для большого количества объектов, как паспорт антитеррористической защищенности объекта. Он является местом, в котором собирается и обобщается исчерпывающий набор данных как о степени угрозы атаки террористов, так и о реализованных мероприятиях по защите от нее.
Для каких объектов разработка ПАТЗ является обязательной?
Основные требования в части разработки паспорта АТЗ содержатся в № 35-ФЗ, который является основным Федеральным законом в сфере противодействия терроризму. В соответствии с его положениями, обязанность по составлению рассматриваемого документа возникает для двух групп объектов.
-
Места, предусматривающие возможность массового скопления людей. Критерием для отнесения территории или постройки к данной группе выступает количество людей, которые могут одновременно присутствовать на объекте. При этом всем подобные места делятся по степени террористической опасности на 3 категории. Первая, самая высокая, предполагает возможность размещения более одной тысячи посетителей, вторая — от 200 до тысячи, а третья — от 50 до 200 человек.
-
Инфраструктурные объекты. В эту группу включаются сооружения, предназначенные для предоставления коммунальных услуг большим количества жителей разных населенных пунктов. Сбои в их работе чреваты крайне серьезными последствиями в виде массовых болезней и эпидемий, экологических катастроф и других не менее чрезвычайных ситуаций.
Типичным примером объекта из первой группы может стать любое здание, в котором размещается образовательное или медицинское учреждение, торговый центр, стадион и множество подобных сооружений, включая промышленные предприятия. Ко второй группе относятся объекты тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, а также канализации.
Очевидно, что общее число хозяйствующих субъектов, которым требуется разработать ПАТЗ, крайне велико. Тем более, что для многих объектов срок действия документа составляет 3−5 лет. После его завершения требуется либо составление нового паспорта, либо внесение корректировок и повторное согласование существующего.
Наиболее частые проблемы при самостоятельной разработке ПАТЗ
Необходимость разработки ПАТЗ, предусмотренная действующим законодательством для большого количества объектов, сделала востребованной этот вид консультационно-юридических услуг. Сегодня на рынке представлено немало специализированных компаний, осуществляющих подобные работы на высоком профессиональном уровне, быстро и, что особенно важно, по разумным ценам.
В число подобных организаций, давно и успешно работающих в этом сегменте, входит, например, компания «Эталон Гарант». Одной из причин популярность предлагаемых ими услуг являются трудности, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъектов при самостоятельном оформлении ПАТЗ. Как правило, они касаются двух вопросов — сложности процедуры составления и последующего согласования, а также требований в части содержания документа.
Сложность процедуры оформления и согласования
Следствием постоянного изменения законодательства, регулирующего сферу противодействия терроризму, становится непроработанность некоторых вопросов, касающихся, в частности, оформления ПАТЗ. Например, до 2017 года отсутствовала даже утвержденная форма документа. Однако, сегодня несколькими Постановлениями
Вместе с тем, некоторые вопросы до сих пор не решены. В их число входят отсутствие срока, в течение которого требуется составить ПАТЗ или количество и последовательность получения согласований со стороны заинтересованных ведомств. Все это создает благоприятную почву для злоупотреблений, причем как со стороны местных властей, так и со стороны недобросовестных сотрудников силовых ведомств.
Содержание документа
Зачастую серьезные проблемы, возникающие при составлении документа, касаются данных, которые необходимо в него включать. Несмотря на то, что требования к содержанию ПАТЗ сформулированы достаточно четко и подробно, грамотная разработка документа предусматривает наличие соответствующей квалификации и опыта. Далеко не всегда он имеется у работника хозяйствующего субъекта, не являющегося практикующим юристом.
В соответствии с № 35-ФЗ и другими нормативными документами, ПАТЗ должен содержать следующий набор сведений:
-
информацию об инфраструктурном объекте или месте массового скопления людей, включая максимальное количество посетителей, которые могут одновременно на нем находится;
-
сведения об организации или ИП, выступающими в качестве эксплуатирующего объект хозяйствующего субъекта, включая штатное расписание и численность сотрудников;
-
перечень возможных угроз и рисков, связанных с террористической атакой на объект;
-
детальное описание характеристик объекта, влияющих на уровень его антитеррористической защищенности, включая охранно-защитные системы, средства оповещения, инженерные коммуникации, как используемые, так и пролегающие по территории,
и т.д. ; -
перечень мероприятий и действий, которые предпринимаются при выявлении атаки террористов;
-
список специальных служб и их ответственных сотрудников, которые в случае теракта оповещаются в первую очередь,
и т.д.
Кроме того, в ПАТЗ указывается перечень нормативных и справочных документов и литературы, который использовался при разработке документа, а также прикрепляются ситуационные планы и схемы объекта, включая пути эвакуации персонала и посетителей.